Цели и задачи библиотечной работы
Цель: создание единой информационно-образовательной среды и повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Основные задачи:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям. Обеспечение обучающихся и педагогов необходимой учебной и художественной литературой.
2. Комплектование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой.
3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры, привитие любви к книге, к чтению, культуры чтения.
4. Осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди обучающихся школы.
5. Оказание методической консультационной помощи в получении информации. Поддержка внеклассной работы на базе имеющихся источников информации, развитие творческого потенциала обучающихся через привлечение к чтению.
6. Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
7. Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории.
8. Осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
9. Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с книгами согласно датам литературного календаря.
10. Воспитание чувства бережного отношения к книге.
11. Формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.
Основные функции библиотеки
1.Образовательная - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
2.Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей.
3.Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.
4. Досуговая - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.
5.Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно- информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
7.Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8.Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
План проведения мероприятий
Работа с библиотечным фондом.
№
|
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
Ответственные
|
-
|
Изучение состава фонда и анализ его использования.
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
|
по мере поступления
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
|
сентябрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
|
по мере поступленичя
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
|
раз в 5 лет
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Учет библиотечного фонда.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Выдача документов пользователям библиотеки.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Проверка правильности расстановки фонда.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Работа по сохранности фонда:
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
а) организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
б) систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
в) обеспечение мер по возмещению ущерба;
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
г) обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Обеспечение работы библиотеки: с 08.30 до 09.00, с 10.40 до 11.00, с 11.45 до 12.05, с 14.00 до 15.45, выходной: суббота, воскресенье
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы
|
-
|
Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление. Работа с Федеральным перечнем учебников на 2021-2022г. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия на 2021-2022 учебный год.
|
май, август, ноябрь, январь
ноябрь
|
Педагог-библиотекарь, Зам.директора, учителя предметники
|
-
|
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в наступающем учебном году
|
декабрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Прием и техническая обработка поступивших учебников:
- оформление накладных;
- запись в книгу суммарного учета;
- штемпелевание;
- оформление картотеки;
- ведение тетради учета выданных учебников;
- расстановка новых изданий в фонде.
|
по мере поступления
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Прием и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам.
|
август-сентябрь,
декабрь - январь, май
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Организация мелкого ремонта методической литературы и учебников
|
октябрь, январь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
|
по мере поступления
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ
|
ноябрь, декабрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Изучение и анализ использования учебного фонда.
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)
|
ноябрь, январь, март, май
|
Педагог-библиотекарь, кл.руководитель
|
-
- Справочно-библиографическая работа.
-
№
|
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
Ответственные
|
-
|
Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, карточки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Выполнение тематических и информационных справок.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Оформление информационного стенда.
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
Работа с читателями и пропаганда чтения.
№
|
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
Ответственные
|
-
|
Обслуживание читателей на абонементе, работа с абонементом обучающихся, педагогов, технического персонала, родителей.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы о прочитанном.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку.
|
По мере поступления
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Неделя школьного учебника
|
В декабре
|
Педагог-библиотекарь
|
Работа с педагогическим коллективом
|
-
|
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
|
в течение года
на педсоветах
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
Работа с обучающимися
|
-
|
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям).
|
1 раз в неделю
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики.
|
сентябрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Рекомендовать художественную литературу и согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки школы.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
«Что читать летом»» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучать в следующем учебном году.
|
май
|
Педагог-библиотекарь
Учителя-предметники
|
-
|
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам: День Знаний (помощь в подготовке праздника). День Учителя в России (помощь в подготовке праздника).
Международный месячник школьных библиотек. День матери. Новогодние праздники (подбор сценариев). День Защитника Отечества (подбор стихов). Международный женский день. Подбор стихов, песен, сценариев. Неделя детской книги. Всемирный день библиотеки.
9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту.
|
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль, март
Май
|
Педагог-библиотекарь
Учителя-предметники
|
Массовая работа с читателями
|
№
|
Название мероприятия
|
Форма проведения
|
Срок исполнения
|
Ответственный
|
-
|
"Здравствуй, книга". Знакомство с "книжным домом"
|
Экскурсия первоклассников в библиотеку
|
сентябрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Продолжаем знакомиться с библиотекой. Правила поведения в библиотеке
(1-4 кл)
|
Библиотечный урок
|
17 сентября
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Работа с обучающимися, с целью выявления задолжности
|
Составление списка книг выданных на лето
|
сентябрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
230 лет со дня рождения поэта Сергея Темофеевича Аксакова (1791 - 1859) (1 - 4 класс)
|
Выставка книг писателя, конкурс рисунков
|
1 октября
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
"Эти забавные животные" (1- 4 класс)
|
Выставка книг ко Всемирному Дню защиты животных
|
4 октября
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Акция "Внимание дети" ПДД (1 - 4 класс) |
Оформление стенда
|
октябрь
|
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов
|
-
|
Как и где появились первые книги (1- 4 класс)
|
Библиотечный урок
|
26 октября
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Фтоколлаж "Портрет с книгами" (1-9 класс) |
Конкурс (посвящено Международному дню школьных библиотек) |
23 - 31 октября |
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Подведение итогов конкурса "Самый читающий класс", Самый читающий ученик"
|
Конкурс, оформление стендов
|
8 ноября
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова |
Оформление стенда, выставка книг
|
ноябрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Кто рисует ваши книги? Художественное оформление книги. Приурочено к 120 - летию со дня рождения русского писателя, художника-иллюстратора Е.И. Чарушина (1 - 4 класс)
|
Библиотечный урок
|
11 ноября
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
"Книги о маме"
|
Оформление стенда ко Дню матери, выставка книг о маме |
27 ноября
|
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов
|
-
|
День Конституции Российской Федерации; Наши права в рисунках |
Выставка,
конкурс рисунков
|
12 декабря
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
"Символы нашей Родины" (1- 4 класс
|
Конкурс рисунков
|
9-13 декабря
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Подведение итогов конкурса « Самый читающий класс»,
«Самый читающий ученик»
|
Конкурс, оформление стенда |
декабрь |
Педагог-библиотекарь
|
-
|
День заповедников и национальных парков
|
Выставка книг
|
13 января
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
День детских изобретений
|
Конкурс поделок
|
17 января
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
День снятия блокады города Ленинграда "900 дней мужества, стойкости и отваги" (1944 г.)
|
Выставка книг
|
27 января
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
День памяти юнного героя - антифашиста
|
Оформление стенда
|
8 февраля
|
Педагог-библиотекарь
|
20.
|
Международный день родного языка
|
Конкурс тетрадей |
21 февраля |
Педагог-библиотекарь
|
21.
|
Международный день дарения книги |
Акция - Подари книгу библиотеке |
14 февраля |
Педагог-библиотекарь
|
22.
|
«Отчизны верные сыны». |
Конкурс чтецов |
22 февраля |
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов
|
23.
|
Международный день чтения вслух (1-9кл) |
Акция - Чтение вслух отрывков из произведений северных писателей |
3 марта |
Педагог-библиотекарь
|
24.
|
140 лет со дня рождения К. И.Чуковского |
Оформление стенда, выставка книг |
31 марта |
Педагог-библиотекарь
|
25.
|
Всемирный день водных ресурсов |
Оформление плакатов, выставка книг |
22 марта |
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов
|
26.
|
Всероссийская неделя детской и юношеской книги |
Конкурсы |
24 - 30 марта |
Педагог-библиотекарь
|
27.
|
День птиц |
Конкурс рисунков, птицы в произведениях |
1 апреля |
Педагог-библиотекарь
|
28.
|
Всемирный день Земли |
Оформление плаката, информационный стенд |
22 апреля |
Педагог-библиотекарь
|
29. |
Презентация "Интересные факты про книги для детей" (1-4 кл) |
Библиотечный урок |
17 апреля |
Педагог-библиотекарь |
30. |
«Память в сердце храня» 75 лет в ВОВ Герои Великой Победы |
Оформление буклета |
апрель |
Педагог-библиотекарь |
31. |
«Годы, опаленные войной» |
Книжная выставка |
май |
Педагог-библиотекарь |
32. |
День Солнца |
Конкурс рисунков |
3 мая |
Педагог-библиотекарь |
33. |
Международный день семьи |
Фотоконкурс |
15 мая |
Педагог-библиотекарь |
34. |
«Кто знает Аз да Буки, тот не знает скуки» (1-4 класс) |
Игра по прочитанным произведениям |
26 мая |
Педагог-библиотекарь |
35. |
«Память сердца» (ко Дню Победы). |
Конкурс чтецов |
11 мая |
Педагог-библиотекарь, кл. руководители |
36. |
Пушкинский день России |
Книжная выставка |
6 июня |
Педагог-библиотекарь |
Реклама библиотеки.
Рекламная деятельность библиотеки
|
-
|
Создание комфортной среды в библиотеке.
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Оформление информационных стендов:
- «Правила пользования книгой»;
- «Правила поведения в библиотеке».
- «Самый читающий класс»
- «Самый читающий ученик».
|
сентябрь
октябрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Постоянно обновлять стенд «Новинки периодической печати».
|
при поступлении
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Изготовление буклета, закладок «Это интересно! Прочитайте!»
|
октябрь
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат»
|
в течение года по месяцам
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Оформление выставки «Литературный герой», посвященный книгам-юбилярам
|
в течение года
|
Педагог-библиотекарь
|
Профессиональное развитие работника библиотеки.
№
|
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
Ответственные
|
-
|
Участие в МО для библиотекарей
|
по плану
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Работа по самообразованию:
- посещение семинаров;
- присутствие на открытых мероприятиях;
- освоение информации из профессиональных изданий;
- индивидуальные консультации;
- использование электронных носителей;
- освоение новых компьютерных программ.
|
постоянно
|
Педагог-библиотекарь
|
-
|
Повышение квалификации на курсах.
|
по мере необходимости
|
Педагог-библиотекарь
|