Цели и задачи библиотечной работы
Цель: создание единой информационно-образовательной среды и повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Основные задачи:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям. Обеспечение обучающихся и педагогов необходимой учебной и художественной литературой.
2. Комплектование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой.
3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры, привитие любви к книге, к чтению, культуры чтения.
4. Осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди обучающихся школы.
5. Оказание методической консультационной помощи в получении информации. Поддержка внеклассной работы на базе имеющихся источников информации, развитие творческого потенциала обучающихся через привлечение к чтению.
6. Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
7. Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории.
8. Осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
9. Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с книгами согласно датам литературного календаря.
10. Воспитание чувства бережного отношения к книге.
11. Формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.
Основные функции библиотеки
1.Образовательная - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
2.Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей.
3.Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.
4. Досуговая - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся.
5.Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно- информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
7.Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8.Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
План проведения мероприятий
Работа с библиотечным фондом.
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
|
Изучение состава фонда и анализ его использования. |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. |
по мере поступления |
Педагог-библиотекарь |
|
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления. |
сентябрь |
Педагог-библиотекарь |
|
Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка. |
по мере поступленичя |
Педагог-библиотекарь |
|
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам. |
раз в 5 лет |
Педагог-библиотекарь |
|
Учет библиотечного фонда. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Выдача документов пользователям библиотеки. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Проверка правильности расстановки фонда. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации. |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
Работа по сохранности фонда: |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
а) организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности; |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
б) систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; |
постоянно
|
Педагог-библиотекарь |
|
в) обеспечение мер по возмещению ущерба; |
в течение года
|
Педагог-библиотекарь |
|
г) обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Обеспечение работы библиотеки: с 08.30 до 09.00, с 10.40 до 11.00, с 11.45 до 12.05, с 14.00 до 15.45, выходной: суббота, воскресенье
|
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы |
|||
|
Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление. Работа с Федеральным перечнем учебников на 2021-2022г. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия на 2021-2022 учебный год. |
май, август, ноябрь, январь
ноябрь |
Педагог-библиотекарь, Зам.директора, учителя предметники
|
|
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в наступающем учебном году |
декабрь |
Педагог-библиотекарь |
|
Прием и техническая обработка поступивших учебников:
|
по мере поступления |
Педагог-библиотекарь |
|
Прием и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам. |
август-сентябрь, декабрь - январь, май |
Педагог-библиотекарь |
|
Организация мелкого ремонта методической литературы и учебников |
октябрь, январь |
Педагог-библиотекарь |
|
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. |
по мере поступления |
Педагог-библиотекарь |
|
Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ |
ноябрь, декабрь |
Педагог-библиотекарь |
|
Изучение и анализ использования учебного фонда.
|
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы. |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) |
ноябрь, январь, март, май |
Педагог-библиотекарь, кл.руководитель |
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
|
Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, карточки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий). |
в течение года
|
Педагог-библиотекарь |
|
Выполнение тематических и информационных справок. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Оформление информационного стенда. |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
Работа с читателями и пропаганда чтения.
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
|
|
Обслуживание читателей на абонементе, работа с абонементом обучающихся, педагогов, технического персонала, родителей. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
|
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы о прочитанном. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
|
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку. |
По мере поступления
|
Педагог-библиотекарь |
|
|
Неделя школьного учебника |
В декабре |
Педагог-библиотекарь |
|
Работа с педагогическим коллективом |
||||
|
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. |
в течение года на педсоветах |
Педагог-библиотекарь |
|
|
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Работа с обучающимися |
||||
|
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
|
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям). |
1 раз в неделю |
Педагог-библиотекарь |
|
|
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики. |
сентябрь |
Педагог-библиотекарь |
|
|
Рекомендовать художественную литературу и согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки школы. |
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
|
«Что читать летом»» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучать в следующем учебном году. |
май |
Педагог-библиотекарь Учителя-предметники |
|
|
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам: День Знаний (помощь в подготовке праздника). День Учителя в России (помощь в подготовке праздника). Международный месячник школьных библиотек. День матери. Новогодние праздники (подбор сценариев). День Защитника Отечества (подбор стихов). Международный женский день. Подбор стихов, песен, сценариев. Неделя детской книги. Всемирный день библиотеки. 9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту. |
сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль, март Май
|
Педагог-библиотекарь Учителя-предметники |
|
Массовая работа с читателями
|
||||
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Срок исполнения |
Ответственный |
|
"Здравствуй, книга". Знакомство с "книжным домом"
|
Экскурсия первоклассников в библиотеку |
сентябрь |
Педагог-библиотекарь
|
|
Продолжаем знакомиться с библиотекой. Правила поведения в библиотеке (1-4 кл) |
Библиотечный урок
|
17 сентября |
Педагог-библиотекарь
|
|
Работа с обучающимися, с целью выявления задолжности |
Составление списка книг выданных на лето |
сентябрь |
Педагог-библиотекарь
|
|
230 лет со дня рождения поэта Сергея Темофеевича Аксакова (1791 - 1859) (1 - 4 класс) |
Выставка книг писателя, конкурс рисунков |
1 октября |
Педагог-библиотекарь
|
|
"Эти забавные животные" (1- 4 класс) |
Выставка книг ко Всемирному Дню защиты животных |
4 октября |
Педагог-библиотекарь |
|
Акция "Внимание дети" ПДД (1 - 4 класс) |
Оформление стенда |
октябрь |
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов
|
|
Как и где появились первые книги (1- 4 класс) |
Библиотечный урок |
26 октября |
Педагог-библиотекарь
|
|
Фтоколлаж "Портрет с книгами" (1-9 класс) | Конкурс (посвящено Международному дню школьных библиотек) | 23 - 31 октября |
Педагог-библиотекарь
|
|
Подведение итогов конкурса "Самый читающий класс", Самый читающий ученик"
|
Конкурс, оформление стендов |
8 ноября |
Педагог-библиотекарь
|
|
310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова |
Оформление стенда, выставка книг |
ноябрь |
Педагог-библиотекарь
|
|
Кто рисует ваши книги? Художественное оформление книги. Приурочено к 120 - летию со дня рождения русского писателя, художника-иллюстратора Е.И. Чарушина (1 - 4 класс)
|
Библиотечный урок |
11 ноября |
Педагог-библиотекарь
|
|
"Книги о маме" |
Оформление стенда ко Дню матери, выставка книг о маме |
27 ноября |
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов
|
|
День Конституции Российской Федерации; Наши права в рисунках |
Выставка, конкурс рисунков |
12 декабря |
Педагог-библиотекарь
|
|
"Символы нашей Родины" (1- 4 класс |
Конкурс рисунков |
9-13 декабря |
Педагог-библиотекарь
|
|
Подведение итогов конкурса « Самый читающий класс», |
Конкурс, оформление стенда | декабрь |
Педагог-библиотекарь
|
|
День заповедников и национальных парков |
Выставка книг |
13 января |
Педагог-библиотекарь
|
|
День детских изобретений |
Конкурс поделок |
17 января |
Педагог-библиотекарь
|
|
День снятия блокады города Ленинграда "900 дней мужества, стойкости и отваги" (1944 г.) |
Выставка книг |
27 января |
Педагог-библиотекарь
|
|
День памяти юнного героя - антифашиста |
Оформление стенда |
8 февраля |
Педагог-библиотекарь
|
20. |
Международный день родного языка |
Конкурс тетрадей | 21 февраля |
Педагог-библиотекарь
|
21. |
Международный день дарения книги | Акция - Подари книгу библиотеке | 14 февраля |
Педагог-библиотекарь
|
22. |
«Отчизны верные сыны». | Конкурс чтецов | 22 февраля |
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов |
23. |
Международный день чтения вслух (1-9кл) | Акция - Чтение вслух отрывков из произведений северных писателей | 3 марта |
Педагог-библиотекарь
|
24. |
140 лет со дня рождения К. И.Чуковского | Оформление стенда, выставка книг | 31 марта |
Педагог-библиотекарь
|
25. |
Всемирный день водных ресурсов | Оформление плакатов, выставка книг | 22 марта |
Педагог-библиотекарь, учителя начальных классов |
26. |
Всероссийская неделя детской и юношеской книги | Конкурсы | 24 - 30 марта |
Педагог-библиотекарь
|
27. |
День птиц | Конкурс рисунков, птицы в произведениях | 1 апреля |
Педагог-библиотекарь |
28. |
Всемирный день Земли | Оформление плаката, информационный стенд | 22 апреля |
Педагог-библиотекарь
|
29. | Презентация "Интересные факты про книги для детей" (1-4 кл) | Библиотечный урок | 17 апреля | Педагог-библиотекарь |
30. | «Память в сердце храня» 75 лет в ВОВ Герои Великой Победы | Оформление буклета | апрель | Педагог-библиотекарь |
31. | «Годы, опаленные войной» | Книжная выставка | май | Педагог-библиотекарь |
32. | День Солнца | Конкурс рисунков | 3 мая | Педагог-библиотекарь |
33. | Международный день семьи | Фотоконкурс | 15 мая | Педагог-библиотекарь |
34. | «Кто знает Аз да Буки, тот не знает скуки» (1-4 класс) | Игра по прочитанным произведениям | 26 мая | Педагог-библиотекарь |
35. | «Память сердца» (ко Дню Победы). | Конкурс чтецов | 11 мая | Педагог-библиотекарь, кл. руководители |
36. | Пушкинский день России | Книжная выставка | 6 июня | Педагог-библиотекарь |
Реклама библиотеки.
Рекламная деятельность библиотеки |
|||
|
Создание комфортной среды в библиотеке. |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
Оформление информационных стендов:
|
сентябрь октябрь |
Педагог-библиотекарь |
|
Постоянно обновлять стенд «Новинки периодической печати». |
при поступлении |
Педагог-библиотекарь |
|
Изготовление буклета, закладок «Это интересно! Прочитайте!» |
октябрь |
Педагог-библиотекарь |
|
Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат» |
в течение года по месяцам |
Педагог-библиотекарь |
|
Оформление выставки «Литературный герой», посвященный книгам-юбилярам |
в течение года |
Педагог-библиотекарь |
Профессиональное развитие работника библиотеки.
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные |
|
Участие в МО для библиотекарей |
по плану
|
Педагог-библиотекарь |
|
Работа по самообразованию:
|
постоянно |
Педагог-библиотекарь |
|
Повышение квалификации на курсах. |
по мере необходимости |
Педагог-библиотекарь |